30/09/2019

Сколько готовы платить Unreal-специалистам в России?

Сколько готовы платить Unreal-специалистам в России?

В последние годы команды из России все чаще выбирают для работы Unreal Engine. Мы попытались разобраться, почему так происходит, а также выяснить, насколько велик спрос на Unreal-разработчиков, какие именно специалисты нужны рынку и сколько им готовы платить. 

В работе над статьей принимали участие:

  • App2Top.ru — информационный ресурс о видеоигровом бизнесе;
  • UE4 Daily — площадка русскоязычного сообщества разработчиков на Unreal Engine;
  • Spice IT — рекрутинговое агентство;
  • Talents In Games — сайт по поиску работы в игровой индустрии.   

Примечание: часть героев материала высказывала свою личную экспертную точку зрения, которая может не быть связана или не совпадать с позицией работодателя.

Тектонический сдвиг

В России Unreal Engine пока не является самым распространенным инструментом разработки видеоигр. Запрос на Unity-специалистов в стране сейчас в 5-8 раз выше. Это легко объяснить спецификой отечественного рынка. У нас большая часть разработки ориентирована на мобайл, где Unity занимает доминирующее положение. 

Однако сейчас ландшафт российской разработки переживает тектонический сдвиг. Возникает все больше игровых команд, которые своей платформой видят в том числе консоли и PC.

King’s Bounty II (разработчик — 1C Entertainment, движок — Unreal Engine 4)

У этого явления множество причин. Среди основных следующие:. 

  1. Увеличение рынка труда и числа профессионалов на нем в целом. Последнее было бы невозможно без стабильного успеха российских мобильных студий на мировом рынке. Успех привел к росту команд. Больше кадров, больше текучки, а значит — больше выходцев из компаний, которые решаются на запуск собственного игрового бизнеса, в том числе, связанного с консолями и PC.
     
  2. Появление масштабных локальных компаний, заинтересованных в увеличении числа каналов сбыта и диверсификации рисков. Иными словами, достигнув успеха в рамках своей ниши, мобильные мейджоры из России теперь заинтересованы в расширении своей аудитории, в выходе на новые рынки и платформы.
     
  3. Продолжающееся снижение порога входа в игровую разработку. Речь идет о почти равном доступе к инструментам разработки и документации у высококлассных профессионалов и у школьников.     
     
  4. Высокий интерес инвесторов (в том числе — нецелевых) к игровому рынку. Хотя он и остается высокорисковым, бизнес-ангелы по-прежнему готовы вкладываться. В том числе, в игры для консолей и PC. 

Вместе с ростом числа команд, меньше оглядывающихся на мобайл, растет и интерес к Unreal Engine, который в первую очередь зарекомендовал себя как ААА-инструментарий для "больших платформ".

Почему разработчики обращаются именно к Unreal Engine

С чем связан интерес к движку, разработчики объясняют по-разному. Зачастую описание его плюсов зависит как от конкретной команды, так и от проекта, над которым она работает.

Программисты Sperasoft среди главных достоинств выделяют открытый исходный код: "У Unreal Engine — открытые инструменты AAA-уровня. Это значит, что [у нас] есть шанс встретить тот же самый движок в других проектах. Особенно велик шанс при работе с компаниями, у которых нет собственного решения". Последнее — очевидное достоинство для Sperasoft, которая специализируется на аутсорсе. 

Partisans 1941 (разработчик — Alter Games, движок — Unreal Engine 4)

Совсем иной плюс выделяет ведущий разработчик Pixonic (Mail.Ru Group) Александр Блинцов. По его словам, у движка низкий порог входа: "Он позволяет сделать игру даже тем, кто раньше не имел дела с языками программирования благодаря наличию функции визуального программирования (blueprints) и всего необходимого для разработки из коробки". 

С ним согласен технический директор Ambi.Games Кирилл Шабордин: "У Unreal Engine кривая обучаемости лучше, чем у Unity [...] Гейм-дизайнер со знанием пары скриптов может самостоятельно собирать механики на движке без работы с кодом". 

Он же отмечает другую положительную сторону движка: "Чтобы получить на Unreal Engine современную картинку, тратится меньше времени, чем на Unity [...] Несколько лет назад главным графическим референсом была Black Desert Online. С Unity даже на попытку сделать что-то такое на смартфоне ушел бы год. Unreal Engine, в свою очередь, позволяет довольно быстро реализовать в игре такой же уровень графики".

Но Шабордин выделяет и важные минусы при работе с инструментом. Один из них — сильная привязка к стандартным игровым механикам. "Как только ты выходишь за пределы того, что движок предоставляет по умолчанию, тебе приходится очень сильно погружаться в Unreal Engine". Второй минус — наличие проблем с оптимизацией: "У движка возникают сложности при работе со смартфонами и слабыми компьютерами". 

Правда, с последним не согласен Роман Горошкин, отвечающий в России и СНГ за продвижение Unreal Engine. По его словам, недостатки в производительности движка на мобайле — не более, чем предрассудки. 

Atomic Heart (разработчик — Mundfish, движок — Unreal Engine 4)

Руководитель студии Allods Team (Mail.Ru Group) Александр Прохоров, говоря об Unreal Engine, о проблемах не упоминает, однако дает понять, что он ожидает улучшений в ресурсной системе движка. В остальном инструментарий от Epic Games его полностью устраивает. "Он стабилен, функционален, имеет отличный рендерер, сетевой слой, инструментарий; его код удобно расширять, также есть удобный фреймворк для прототипирования и высокоуровневой логики, которым могут пользоваться не-программисты (блюпринты)", — объясняет Прохоров решение Allods Team использовать Unreal Engine для всех новых проектов студии.  

Маркетинг и бизнес-девелопмент также играют важную роль в популяризации движка, считают непосредственно в Epic Games. Компания регулярно устраивает на профильных конференциях шоу-кейсы сторонних игр, помогает с запуском образовательных инициатив. 

"Еще мы помогаем командам в решении бизнес-вопросов, показываем их проекты паблишерам, инвесторам, медиа", — уточняет Горошкин, продвигающий движок на отечественном рынке уже более двух лет.

Кто в России работает на Unreal Engine?

Конкретного числа команд, всерьез занимающихся разработкой на Unreal Engine в России, Epic Games не раскрывает. По нашей оценке, речь может идти даже о сотне команд и больше. Преимущественно — инди. Среди самых заметных:

  • Mundfish и одна из самых заметных на международной арене игр из России — Atomic Heart
  • Sobaka Studio, готовящаяся к релизу 9 Monkeys Of Shaolin;
  • Alter Games, которая работает над Partisans 1941;
  • и Dynamic Pixels, продолжающая развивать Hello Neighbor.

Крупные партнеры у движка в регионе тоже есть. Из мейджоров, помимо уже упомянутых Sperasoft и Mail.Ru Group, инструментарий активно использует, например, Saber Interactive.

По словам Юлии Егоровой, HR-директора компании, к Saber некоторое время назад присоединилась команда, которая уже несколько лет работает с движком. И сейчас в Санкт-Петербурге ведется разработка проекта на Unreal Engine. 

9 Monkeys Of Shaolin (разработчик — Sobaka Studio, движок — Unreal Engine 4)

Насколько мы знаем, порядка четырех лет с движком работает Social Quantum. Судя по активности компании на бирже труда, она и сегодня не потеряла к нему интерес. В данный момент авторы мобильного билдера "Мегаполис" набирают большое количество новых сотрудников, ориентирующихся в инструменте.

С Unreal Engine также плотно работает 1С Online Games. У компании в данный момент в разработке два проекта на движке — мультиплатформенная King's Bounty II (PS4, Xbox One, PC) и неанонсированная клиентская фритуплейная MMO для PC.

К слову, техлид Pushkin Studio (Mail.Ru Group) Владимир Алямкин также отметил, что наблюдается очень большой интерес к движку у команд, занятых VR- и AR-играми.

Проблематика рынка труда Unreal-специалистов

Главный вывод, который делаешь при знакомстве с мнением экспертов: отечественный Unreal-рынок в целом очень сильно нуждается в сотрудниках.  

"В первую очередь нужны программисты", — сообщает Александр Блинцов, ведущий разработчик Pixonic. И тут же отмечает, что также нужны и другие профи: "...и 3D-художники, и 2D-художники, и UX/UI-дизайнеры, и игровые дизайнеры". 

О том же говорит Ася Орлова, Lead Gameplay Designer в District Zero VR: "Сейчас в рамках Unreal Engine, помимо разработчиков, есть спрос на VFX-художников, level-дизайнеров, художников по свету, художников по окружению, художников по персонажам, саунд-дизайнеров, тестировщиков. На геймплей-дизайнеров также огромный спрос". 

Правда, она делает важное замечание: рынку нужны хорошие специалисты. В предложениях недостатка нет.

Hello Neighbor (разработчик — Dynamic Pixels, движок — Unreal Engine 4)

С Блинцовым и Орловой соглашается Константин Жуков, CTO в Sargos Games: "В индустрии серьезный кадровый голод, квалифицированных специалистов [по Unreal Engine] всех направлений не хватает". 

"Если брать специалистов уровня Middle/Senior, тех, кто с движком работает уже хотя бы 3-4 года, то их численность в России — меньше ста человек", — заявляет Петр Леонтьев, Generalist Programmer в 1C Online Games.

Юлия Егорова из Saber Interactive говорит об этом мягче. По ее словам, "профессионалов в любом деле найти непросто". При этом она же делится тем, что многие сегодня знакомы с Unreal Engine, однако "их технической базы нам не хватает для проекта". 

Причину подобной проблемы Блинцов видит в двух аспектах. Первый: Unreal Engine 4 — относительно молодой движок, спецы по которому в России просто не успели появиться. Второй аспект: уже упомянутая нами в начале статьи ориентация отечественного геймдева на мобайл, где движок себя зарекомендовал совсем недавно — с релизами Fortnite и PUBG

Gripper (разработчик — OctoBox Interactive, движок — Unreal Engine 4)

Иной взгляд на проблематику рынка труда у Кирилла Шабордина из Ambi.Games. Он считает, что специалистов трудно найти на рынке не из-за того, что их мало, а из-за того, что зачастую в студиях не понимают, какого типа профессионалы им нужны для работы с инструментарием Epic Games.

"Тебе нужны не специалисты, а люди очень широкого профиля. Люди с размазанным скиллом. В Unreal Engine очень важно, чтобы человек и немного мог в программирование, и немного понимал в гейм-дизайне", — рассказывает Шабордин. 

Его позицию подтверждает Леонтьев: "В индустрии сейчас наблюдается большой спрос на generalist'ов, людей, которые могут делать вообще все, что касается технической составляющей проекта: геймплей, графику, инструменты, оптимизацию, пайплайны". 

Леонтьев объясняет такой запрос тем, что подобные универсальные специалисты удобны с точки зрения бизнеса: можно сэкономить на численности команды, на зарплате. 

Шабродин также считает, что одна из самых востребованных профессий на рынке Unreal-специалистов сейчас — гейм-дизайнер, который свободно работает с функционалом Blueprints. При этом, по его мнению, для разработки игры на движке от Epic Games "хороших программистов нанимать не стоит". 

Отчасти его позицию поясняет Юлия Егорова из Saber Interactive. Говоря о сложностях поиска специалистов по движку, она отмечает, что "специалистам с более глубокими знаниями и опытом разработки интересны более низкоуровневые задачи, а работа на готовом движке для них менее привлекательна".

On Air (разработчик — RainStyle production, движок — Unreal Engine 4)

Еще одна проблема, с которой можно столкнуться на рынке специалистов по движку, — психологический эффект, когда первый же встреченный объект новой области человек начинает считать лучшим даже в том случае, если это не соответствует действительности.

"Нередки случаи, когда толковый парень занимается Unreal Engine, мнит себя крутым специалистом, ведь в своей компании он давно и занимает высокую позицию (например, Senior или даже технический директор), но по факту в лучшем случае оказывается обычным Middle с проблемами в матчасти движка. Так происходит, поскольку в современном геймдеве развиваться нужно каждый день и смотреть шире своих рабочих задач, а не использовать исключительно старые приемы", — раскрывает понятие Владимир Алямкин из Pushkin Studio

Сколько готовы платить Unreal-специалистам?

Частные оценки

На российском рынке труда сложилась непростая ситуация. Несмотря на относительно небольшое число команд, занятых производством Unreal-проектов, наблюдается острый дефицит высококвалифицированных специалистов. 

Если судить по частным оценкам экспертов, в результате заработная плата у Unreal-разработчиков сегодня в среднем по рынку чуть выше, чем у других игровых разработчиков. 

С этим мирятся не все компании. По словам Петра Леонтьева из 1C Online Games, "часто наблюдается несоответствие ожиданий кандидата и компании по заработной плате: последние ищут специалиста уровня Senior за еду". 

Frozen Flame (разработчик — Magisterion, движок — Unreal Engine 4)

Почему подобный сценарий часто приносит плоды, объясняет Ася Орлова из District Zero VR: "Российский геймдев вообще жив отчасти лишь потому, что в нем много интровертов, которые себя недооценивают. У нас действительно много идейных энтузиастов, которые работают больше за идею, а не за деньги. Соотношение идейных и денежно мотивированных, на мой взгляд, составляет 70 на 30". 

Так что, как и всякая другая зарплата, оплата труда Unreal-специалистов сильно зависит от места.

"В одной компании обычный разработчик [тут речь про программистов. — Прим.ред.] может получать 150-200 тысяч рублей (~$2400-3000), а в другой компании топовый спец — не выше 100 тысяч (~$1500). Причем, если компания большая, это еще не означает, что в ней больше платят. Самая высокая заработная плата Unreal-специалиста не на руководящей должности, из тех, что я встречал в открытых источниках — 250 тысяч рублей в месяц (~$4000)", — сообщает Александр Блинцов из Pixonic, который свой первый геймдев-проект в инди-студии делал на Unreal Engine 4 за 65 тысяч в месяц (~$1000). 

Леонтьев считает, что стартовая заработная плата Unreal-специалиста [опять же речь про программистов — Прим.ред.] без опыта работы в геймдеве сегодня выше — от 80 тысяч рублей (~$1300). Но это только при условии, если потенциальному сотруднику есть, что показать в портфолио. Сам Леонтьев, по его словам, набирал стартовый опыт в инди-команде, где ему вообще не платили. 

Be:Brave (разработчик — One Dream, движок — Unreal Engine 4)

Junior-зарплаты вообще нет смысла обсуждать, считает Кирилл Шабордин: "Это всегда история о том, на что договорились. Обычно Junior — это люди, которые готовы работать за еду, дескать, главное — научите меня". 

Что касается специалистов среднего уровня, то, по мнению Шабродина, зарплатные ожидания могут распределяться следующим образом:

  • художник — от 120 тысяч рублей (~$1900);
  • программист — от 150 тысяч рублей (~$2400);
  • гейм-дизайнер — тоже от 150 тысяч рублей (~$2400).

Причем с последней оценкой согласна и Орлова: "Примерная вилка заработной платы у дизайнера геймплея, работающего на Unreal Engine, — 150-250 тысяч рублей (~$2400-4000)". Однако она говорит о подобных цифрах, как о максимальных, а не о средних по рынку.

Представитель Sperasoft, говоря о средних зарплатах по рынку у Unreal-дизайнеров, в оценках был чуть осторожнее. По его мнению, Middle могут рассчитывать на зарплату в 140 тысяч рублей (~$2200), а Senior — на уровень в 180 тысяч рублей (~$2800). Он также отметил, что Junior-дизайнеры на рынке в среднем получают 110 тысяч рублей (~$1700). 

Исследовательская оценка

Рекрутинговое агентство Spice IT также провело собственный анализ рынка Unreal-специалистов. Его результаты отличаются от частных оценок в меньшую сторону.

Данные были собраны в результате общения с активными кандидатами по направлению Unreal Engine в целом по России, а не только по Москве и Санкт-Петербургу. 

Заключение

Немассовый характер спроса на специалистов по Unreal в первую очередь связан с относительно небольшим числом студий в России, которые на нем работают (мало студий — мало и запросов). 

Но сейчас число подобных студий, в том числе среди мейджоров, растет. И чем больше их будет становиться, тем очевидней будет нехватка профессионалов этого профиля, которую уже испытывают те компании, которые перешли на движок. 

Дефицит кадров сегодня подстегивает уровень заработной платы, который, по мнению части экспертов, даже у специалистов среднего уровня может начинаться со 150 тысяч рублей (~$2400). 

При этом, как нам видится, ситуация в ближайшие пару лет должна выровняться. К движку есть интерес у инди-разработчиков, зачастую занимающихся играми как хобби. Именно они через два-три года смогут стать тем звеном среднего уровня, в котором так заинтересованы мейджоры, занимающиеся крупной разработкой.

Текст: Александр Семенов

Недавние статьи

WN Conference Abu Dhabi’24: откройте бизнес-возможности в ОАЭ

07/02/2024
Уже 15-16 февраля более 800 представителей игровой индустрии встретятся для двух дней активного нетворкинга и обучения.

WN Conference Belgrade’23 уже скоро!

25/11/2023
7-8 декабря более 800 представителей местной и международной индустрии встретятся для двух дней активного нетворкинга.

7-8 июня WN Conference возвращается в Турцию

23/05/2023
Присоединяйтесь оффлайн или онлайн к бизнес-конференции для представителей игровой индустрии WN Istanbul’23.