Пенза на ладони
"Пенза на ладони" — это приложение, карманная виртуальная энциклопедия или визуализированная книга, которую можно использовать в любом месте. Она покажет и расскажет про город, его изменения, значимых деятелей и важных событиях. Мы связались с авторами проекта и узнали больше о недостатке информации, технических проблемах и изменении города к лучшему. На вопросы отвечал Руслан Валерьевич Золотарев — идейный вдохновитель, педагог дополнительного образования, наставник проектной деятельности.
Название, впрочем, временное — у разработчиков большие планы, ограничиваться Пензой они не собираются. Да и вообще землёй.
Команда создаёт проекты для МКС в VR для лечения фобий с помощью VR, использования VR как тренажера, позволяющего симулировать разные критические ситуации и без вреда для здоровья научиться их решать.
Впрочем, вернёмся к Пезне. Основная цель проекта — показать людям взаимосвязь между прошлым и будущим на примере своего города.
Руслан Золотарев: "Историю творят обычные люди, живущие рядом, на расстоянии вытянутой руки."
Важно дать мотивацию и указать направление, а это — самое сложное. Увлечь людей историей своей области, дать понять, что изучать историю важно и необходимо — в первую очередь для развития города, страны, мира, всего общества — с помощью приложения дополненной реальности, которое показывало бы город, его прошлое и влияние людей, живших в нём, на ход истории. Не только городской, но и мировой.
Руслан Золотарев: "Например, изобретатель Яблочков известен всему миру, но мало кто его помнит в родном городе! Или Татлина, чьё имя у всех студентов архитектуры и дизайна должно быть на слуху, мало кто помнит, а ведь он начал с учёбы в Пензенском художественном училище. Или, к примеру, Усыскин — один из стратонавтов, чей труд был в основе всех современных полетов."
В современном мире уже недостаточно просто рассказать о каких-либо событиях прошлого. Привыкнув к технологиям и виртуальной реальности, огромному количеству исторических фильмов, где с помощью цифровых новшеств воссоздают события прошлого, люди уже не довольствуются простыми рассказами или картинами. Это сыграло и негативную роль — человек перестал воображать, выстраивать в голове какие-то образы после прочтения книг или учебников.
Поэтому авторы решили воссоздать облик города и показать его с помощью технологий дополненной и виртуальной реальности, благодаря которым можно не просто посмотреть на 3D-модели, но и полностью погрузиться в прошлое — прогуляться по улицам, заглянуть в уголки и закоулки, даже в отдельные дома, увидеть различные бытовые реалии прошлого, почувствовать атмосферу.
Сама идея появилась благодаря проектной деятельности школьников и кружкового движения ЦМИТ (“Центров Молодежного Инновационного Творчества”).
Руслан Золотарев: "Два года назад ко мне привели группу инициативных школьников, которые решили участвовать в местном конкурсе проектов под названием «PROдвижение»."
Для участия нужно было создать что-то, что помогало бы решать проблемы современного мира, представить некий уникальный продукт. Команда под руководством Руслана Валерьевича создала проект, помогающий школьникам в профориентировании.
Они перенесли в дополненную реальность школьный кружок ЦМИТа с его оборудованием и начинаниями, что в нём создавались, и визуализировали взаимосвязи между проектами и знаниями. Из этого проекта и выросла "Пенза на ладони" в нынешнем виде, хотя изначально была задумка сделать прогулку по городу в виртуальной реальности.
Дополненную реальность разработчики решили использовать после того, как для конкурса провели небольшое исследование среди школьников, чтобы выяснить области применения современных технологий в образовании. В результате исследований выяснили, что использовать виртуальную реальность всё-таки нельзя, поскольку дети испытывают стресс. А вот дополненная реальность помогает школьникам лучше усваивать знания, особенно метапредметные.
Авторы признаются, что сведений о том времени оказалось не так много, как им бы хотелось. Потребовались усилия историков, художников, архитекторов.
Руслан Золотарев: "Да, мы знаем многое о том, что было, какие события происходили, но нас интересуют мелочи, детали. Мы до сих пор не можем точно сказать, как выглядели те или иные здания внутри, так как очень мало описаний дошли до нас. К счастью, местные историки идут нам навстречу и делятся личными архивами, поэтому работа движется."
Например, чтобы сделать модель здания с коваными балконами, пришлось изучить историю ковки в Пензе, технические аспекты: нельзя же просто сделать модель и прислонить её к стене, как лестницу. Авторам надо понимать, как это крепилось в реальности, чтобы всё соответствовало, иначе эти детали будут бросаться в глаза. Сейчас неизвестно, как выглядели именно эти кованые перила, зато можно их воссоздать по фотографиям, используя знания местных ремесленников о том, какие орнаменты чаще всего использовались. Разработчикам пришлось изучить историю орнаментов, ведь у каждого города свои характерные черты.
Много информации авторы получили от жителей, которые охотно делились с ними фотографиями из личных архивов. Разработчики собираются их включить в приложение после первого этапа бета-теста.
Руслан Золотарев: "Недостаточно быть просто программистом или 3D-художником, если вы хотите делать модели из прошлого, соответствующие реальности — вам обязательно нужны будут не только базовые знания, но и специализированные."
Важна история технологий, история искусств, история костюма, даже социология. Только на первый взгляд кажется, что достаточно взять фотографию и сделать модель гимназистки, а на деле авторы столкнулись с тем, что на фотографиях не видны такие мелочи, как пуговицы. Или гребни — непонятно даже, из чего их делали.
Или взять здания. Чаще всего здания штукатурили, но как на черно-белом фото узнать, какого цвета была штукатурка? Или же использовали ли малярные кисти? Сейчас все привыкли к совершенно ровной поверхности дома, а раньше всё было иначе. Чтобы это выяснить, разработчикам приходится углубляться в реставрацию, а, значит, без истории архитектуры — никуда.
Руслан Золотарев: "К счастью, мы делаем маленький отрезок города, иначе мы бы до сих пор сидели, зарывшись в книги и архивы. Ведь мы, к тому же, стремимся воссоздавать события и эпоху с максимальной точностью, не допуская вольностей."
Разработчики признаются, что с этим сложно, какие-то детали могут упустить, ведь мало информации, но в целом стремятся соблюдать точность в работе. Опираются они на архивные данные, многое узнают из описаний очевидцев, к примеру, некоторые факты узнали из воспоминаний пленного француза, после 1812 года поселённого вместе с другими в Пензе.
В дальнейшем авторы планируют сделать серию проектов по городам, где конструктивизм был в ходу, но о них мало кому известно. Например, деревянный авангардный поселок Чагода в волгоградской области, где стояли дома, возведенные архитектором Ноем Троицким.
В проекте будет отражён конец 19 века, поскольку об этом периоде больше всего данных. Так что пользователи увидят угол улиц Дворянской и Никольской (современные Красная и Карла Маркса) и двухсотлетний парк рядом с ними, узнают, каким было это место, увидят учащихся ремесленного училища и женской епархиальной гимназии, смогут узнать подробнее о том, что в то время происходило в стенах Зимнего клуба Дворянского собрания.
Проблемы чаще всего возникают технического характера. Авторы замечают, что доступно мало информации о дополненной реальности и принципах работы с ней при помощи нейросети. Несмотря на обилие гайдов, по их словам, всё сводится к простому алгоритму — навести камеру на окружение, отыскать плоскость и заспавнить отдельный статичный объект.
На данный момент планы следующие: создать приложение, затем работать над линейкой подобных образовательных продуктов. Например, нужно пособие по проектной деятельности, разработчиков уже спрашивают и интересуются возможностями создания подобных продуктов. Или по проектному менеджменту.
Готовы у них уже три сцены: сцена в масштабе 1:15 для просмотра дома, сцена 1:1, и их фантазия — каким может быть город в будущем, с пробой некоего интерактивного спектакля.
Изначально разработчики не думали, что их проект кого-то заинтересует, но в рамках конкурса “PROдвижение” решили подать заявку на грант от компании FunCorp, и они авторов поддержали, а дальше их стали поддерживать частным образом. Например, руководитель местной компании «ПенАрм» Светлана Стеблева, помогла им, в том числе познакомив с театральными режиссерами Еленой Павловой и Маргаритой Кадацкой, заинтересовавшихся идеей использовать приложение в спектакле о Пензе.
Руслан Золотарев: "Помогают и журналисты — наш хороший друг Алексей Макеев, снимающий видео о Пензе с 2014 года, помог нам в рекламе нашей работы на канале PRO Hi-Tech, в передаче, посвященной виртуальной реальности, так что мы не одиноки."
Но, добавляет Руслан Валерьевич, без самой возможности создавать подобные проекты со школьниками и студентами не было бы ничего. Местный университет охотно идет разработчикам навстречу, позволяя работать с оборудованием виртуальной реальности, за что они благодарны Александру Юрьевичу Тычкову — профессору кафедры радиотехники.
И местные историки помогают информацией. Например, Анна Белаш или руководитель местного частного музея Томас Янчкаускас охотно делятся имеющейся информацией, в том числе и малознакомыми интересными фактами.
Распространение проекта остаётся пока самой сложной из задач для авторов. Но об этом, добавляют они, думать рано: для начала стоит что-то создать, а уже затем будут искать иные варианты распространения, кроме социальных сетей или Unreal Marketplace.
Сейчас приложение вышло в бета-тест, который ориентировочно продлится до ноября — любой желающий может скачать и дать оценку.
Руслан Золотарев: "Пока проводим тесты среди знакомых, планируем тестовую часть провести до ноября, и дальше работать над продолжением."
Отдельно будет сцена «Футуристическая Пенза» — на ней можно будет увидеть, как повлияли люди города на ход истории — в ней разработчики обещают показать много всего интересного.
В сцене с Пензой будущего смогут увидеть Маяковского, выступающего с поэтами-футуристами, Татлина, Яблочкова, знаменитую башню Татлина и запуск стратонавтов.
Руслан Золотарев: "Покажем как раз ту связь времен, о которой говорили, насколько технические возможности современных смартфонов позволяют всё это реализовать."
Продумывая геймификацию, авторы хотели отойти от привычных всем игр, где пользователю предлагается заранее придуманное действие, а вместо этого предоставить возможности самому фантазировать.
Руслан Золотарев: "Представьте, что вы сможете сами изменить свой город, как вам хочется. Разве это не интересно? И тут же посмотреть, как это будет выглядеть, сравнить с тем, что уже имеется, чтобы всё было гармонично и не «резало глаз»."
Разработчики признаются, что реализовать такое сложно на первом этапе работы, поэтому пока это задумка. Пока есть небольшой исторический квест-загадка, за правильный ответ на которую пользователь узнает какой-то интересный факт о событиях прошлого. Авторы надеются, что смогут реализовать оба варианта.
Приложение создаётся на Unreal Engine. Разработчики используют его из-за удобства в работе, простоты и качества. Тот же Unity, по их мнению, не позволяет делать качественную картинку новичкам, а с Unreal порог вхождения существенно ниже. Сказался и опыт создания сцен в этом движке.
Руслан Золотарев: "Сейчас работаем с версией 4.27 — там реализованы многие моменты, которые нам необходимы, но не были в предыдущих версиях: поворот и масштабирование объектов, упрощено создание освещения."
Модели и прочий необходимый контент разработчики создают сами. Какие-то модели с помощью технологий фотосканирования, другие — по фотографиям. Стараются делать всё самостоятельно, чтобы испытать чувство полного удовлетворения от выполненной работы. Но в первую очередь, это даёт им своим примером вдохновлять других на работу.
Руслан Золотарев: "Многие считают, что заниматься 3D графикой бесполезно или же слишком сложно, но нет. Всё на самом деле просто. Надо лишь иметь цель — знать, что вы хотите сделать."
В команде, помимо преподавателя, несколько студентов:
- Мария Николаева — руководитель и сценарист,
- Александр Сотников и Маркелов Сергей — программисты,
- Петкилева Алёна и Руслан Золотарев — 3D-аниматоры.
Работают удалённо, поскольку учатся, но держат постоянную связь через ВК, и встречаются раз в неделю, чтобы обсудить готовое, проверить, насколько следуют планам, корректируют что-то, если это необходимо. Мотивация у команды — общая цель сделать что-то полезное, новое и интересное.
О других подобных проектах у авторов информации нет, так как их или не существует, или же не публикуют о себе ничего. Руслан Валерьевич добавляет, что полно развлекательного контента, но вот образовательных продуктов подобного плана пока они не встречали. Много делается для проведения уроков физики или химии, а вот по истории как-то нет.
Руслан Золотарев: "Надеемся, что будем первопроходцами."
Для VR есть подобные проекты — не так давно была сделана сцена для виртуальных прогулок по Калининграду, в МГУ работают над такой же — по Москве, но в дополненной реальности ничего, по словам разработчиков.
Перспективы дополненной реальности, по мнению авторов, огромные.
Руслан Золотарев: "Сейчас практически у каждого человека на планете есть смартфон, скоро каждый смартфон будет поддерживать технологию AR, и нам кажется, в ближайшем будущем каждое приложение будет иметь аналог в дополненной реальности.
Увы, вынуждены признать, что для многих наших задумок не хватает опыта — так, чтобы включить персонажей в сцены, нам необходимо научиться использовать нейросети, чем мы сейчас и занимаемся в рамках проекта с МКС."
Сейчас авторы создают сайт, где планируют разместить и свои работы, и работы соратников от науки и медицины.