28/01/2020

IT HUB: "Мы — другие!"

Интернет буквально пестрит рекламой курсов по программированию, веб-дизайну, 3D-моделированию и даже гейм-дизайну. Высшие образовательные учреждения не отстают и зазывают абитуриентов на аналогичные специальности. А что делать тем, кто мечтает попасть в IT-индустрию, но отучился 9 классов? Или получил полное среднее образование, но выбирает техникум вместо вуза? Сейчас появляются IT-колледжи с проектной моделью обучения: студенты работают над реальными задачами и получают все необходимые знания для того, чтобы в дальнейшем устроиться на работу по выбранной специальности. Не исключается возможность получения трудоустройства на старших курсах. А если при этом обучение происходит в неформальной обстановке? Одним из таких учебных заведений и является IT HUB. Как происходит процесс обучения, трудоустройства, с какими сложностями сталкиваются студенты и насколько фирменный слоган соответствует колледжу?

"Мы — другие!"

Сложно представить, что в неприметном здании в районе м. Курская на третьем этаже находится полноценное учебное заведение. Внешнее различие между IT HUB и среднестатистическим колледжем сразу бросается в глаза: больше напоминает нынче модные коворкинг-пространства. Вместо "больничных" стен — графитовое покрытие, которое планируют расписать на игровую тематику. Начало, кстати, уже положено. Нечитабельное расписание пар на стене заменяет экран с цифровым монитором, где можно посмотреть всю информацию о занятиях на текущий день, а также узнать, у кого из студентов сегодня день рождения. В главном холле колледжа можно полежать на пуфиках, почитать книгу, покачаться на качелях — расслабиться в перерывах между парами. Для многих колледжей подобное — пока что невиданный изыск.

Количество студентов в IT HUB с каждым годом увеличивается в разы. В год открытия на поток пришло 70 человек, на второй — 200. На 2019 учебный год количество учеников выросло до 600. Как уместить такое количество студентов на одном этаже, учитывая, что здание изначально не рассчитано под это? С 2019 учебного года у IT HUB открылся филиал в "Технограде" (м.ВДНХ). Просторный трехэтажный корпус оснащен современным оборудованием и реквизитом для комфортного обучения. Есть даже VR-лаборатория. Теперь расписание составлено так, что ученики чередуют посещение корпусов, поэтому места хватает всем.

Как и в любом учебном заведении, куда приходят после 9 класса, изначально упор делается на общеобразовательные предметы (физика, химия, математика, литература, обществознание, иностранный язык и т.д.). В профессию студентов погружают плавно. Со второго года  общеобразовательные предметы уходят из учебного плана и остаются те, которые направлены на общее развитие. Начинается углубление в профессию. В год выпуска технические специальности изучают только профильные предметы: Java-программирование, веб-разработка, HTML, JavaScript и т.д.

В IT HUB много молодых преподавателей, но все они обладают достаточным опытом, чтобы максимально донести свой предмет до учеников и завоевать авторитет.

Анна Ефимова, преподаватель химии, английского языка и материаловедения: "Поначалу преподавать было тяжеловато, но я работаю уже третий год, привыкла, да и дети стали помладше. Разница в возрасте у нас увеличивается с каждым годом, сейчас гораздо проще устанавливать авторитет. Кроме того, до колледжа я несколько лет была вожатой в старших группах, так что опыт работы с подростками у меня есть. Химией со мной занимаются студенты по специальности аддитивных технологий: их программа обучения переходит из органической химии к полимерам. Здесь у них есть возможности для практики, что мне очень нравится."

Геймдев в IT HUB

Окончив колледж, студент получает одну из семи профессий, среди которых: программист (кодер), веб-разработчик, специалист по аддитивным технологиям, системный администратор и т.д. 

С 2019 (календарного) года в колледже появилось направление по разработке игр. Оно считается подразделом специальности программирования и создано для студентов, которые изъявили желание в дальнейшем заниматься именно геймдевом. Таких желающих на потоке было много. Чтобы гармонично вписать эту историю в общую программу, был создан так называемый "геймдев-инкубатор" — пространство, где студенты делают свои проекты в качестве портфолио или на коммерческой основе. Руководит направлением Александр Кищинский. Имея за плечами опыт в сфере проведения тренингов, разработки игр и предпринимательства, Александр отвечает за организацию, работу с заказчиками и партнерами, взаимодействие с учебным процессом и выстраивание проектной работы. Основная задача — давать студентам реальные кейсы и технические задания, которые востребованы в индустрии. В колледже несколько раз в месяц проводятся тематические мероприятия. Приглашаются спикеры, менторы и преподаватели из игровой индустрии. Они готовы посмотреть на защиту проектов, поделиться своим опытом и сразу дать студентам фидбек. Некоторые из них со временем переходят в преподавательский состав. 

Лучшие работы студентов стараются продвигать на различных выставках и конференциях (DevGAMM, White Nights), позволяя ребятам окунуться в мир геймдева и пообщаться с другими людьми из этой сферы. Помимо Александра, направлением занимаются Евгений Васильев и Станислав Королев. До IT HUB они работали в “Школе профессий будущего CrushPRO”: вели классы и преподавали Unity детям. 

Евгений Васильев, преподаватель: "Мне очень нравится здесь работать. Разработка игр для меня была как хобби. Закончив ВШБИ по программе Менеджмент игровых проектов, я устроился бренд-менеджером в компанию Destiny.Games.​ Почувствовал, что я не на своем месте, но образованием я до этого занимался с детьми помладше. А когда пришел сюда, поразился, насколько все здорово. Здесь преподаватели общаются на равных со студентами, всегда готовы помочь и подсказать, сами не боятся учиться у студентов.​"

В ноябре 2019 года на подразделении геймдева произошло событие, которым гордится весь преподавательский состав: Максим Богданец, студент 3 курса получил официальное трудоустройство.

Максим Богданец, студент: "С самой разработкой впервые я познакомился в январе этого года. Мы с командой решили сделать проект Neutron — гиперказуальную мобильную игру с интересным концептом. Хотели успеть за 2-х недельный локальный хакатон. В то время я исполнял роль художника, рисовал спрайты и анимации. Получалось, мягко говоря, не очень... Но это единственное, чем я тогда мог быть полезен. После хакатона начался учебный год и нам внедрили курс геймдева, который вел Евгений Васильев. Я начал погружаться в эту сферу, попутно продолжая изучать основную специальность. Через полгода передо мной встала дилемма: идти в геймдев с головой, или остаться Java-разработчиком. Я выбрал первое. Сомневался я только потому, что позарез нужна была работа. На тот момент я думал, что до Java-junior мне недалеко, и если еще чуть-чуть подтянуть, меня куда-нибудь возьмут. Сейчас я понимаю, что ошибался...

Мой друг уговорил меня и еще одного из нас пойти на геймдев и “свернуть горы”. Наше трио должно было делать только качественные игры! Но на данный момент мы почти отошли от наших планов. Я решил, что если уж я задал такой курс, нужно держать планку и продолжать по нему идти, даже если придется это делать одному.

Мои старания оценили преподаватели и доверили участвовать в паре проектов с продакшена: один почти закончен, другой только начинается. В конечном итоге меня устроили на работу. Начало ощущалось немного трудным: правки, правки и еще раз правки. Но из этого всего делаешь выводы и в следующий раз не допускаешь ошибок. 

С учебой это дело объединять не сложно, работаешь дома, локально. А в своих пропусках виноват только я сам. Я безумно благодарен за эту возможность, благодаря этому у меня начали появляться четкие и ясные цели в жизни."

Перспективы

На данный момент колледж изучает геймдев на базе Unity. Но это не значит, что колледж сознательно отказывается от Unreal Engine. Сейчас IT HUB находится в поиске связей, чтобы постепенно внедрить изучение движка в образовательную программу, но для этого нужно не только партнерство. 

Александр Кищинский, руководитель геймдев-направления: "Мы изначально понимали, что UE и Unity — два конкурирующих решения. Если мы хотим давать и то и другое, нам нужны два сета преподавателей со своей экспертизой. Как только у нас появится ресурс прийти к Unreal — мы это сделаем. Мы очень хотим образовательного партнерства с Unreal Engine. Это помогает создать кредит доверия к колледжу. Мы готовы сотрудничать и делать классную программу."

Создать двухлетний учебный курс по UE для колледжа — серьезный челлендж, поэтому этот план временно отложен. Но параллельно с колледжем существует IT HUB Academy, где проводятся курсы для разных возрастных категорий в сфере IT и личностного роста. Александр предполагает, что в рамках академии курсы по UE идеально впишутся в этот формат. А с учетом того, что у колледжа есть своя VR-лаборатория, можно организовать курсы по VR и развить это направление.

Проблемы, связанные с обучением

В технических специальностях все замешано на разработке кода и тестировании, поэтому этим дисциплинам уделяется особое внимание. Здесь есть нюанс: ребята поступают в колледж из разных школ с разным уровнем подготовки. У них могут быть пробелы в той или иной области знаний и очень важно помочь им наверстать упущенное. В противном случае, они просто не смогут двигаться дальше. Преподаватели изначально предупреждают: если даже поступать на смежную специальность, базовому коду и базовой работе с движком придется учиться в любом случае. Если студент не справляется на этом этапе, ему предоставляются дополнительные референсы и материалы. Если студент не хочет это осознавать, мотивируя тем, что ему больше нравится гейм-дизайн, преподаватели объясняют, что без базовых основ дальше идти не получится, но при этом идут на компромисс и дают тематическую литературу, чтобы их интересы были тоже учтены. Ядро программы для разработчиков в этом случае не изменится.

Влад Смолин, преподаватель C#: "Мне очень сложно объяснить, что кодинг нужен всем. И дизайнерам, и программистам, ведь все сюда приходят с разными целями, а программа — одна и та же. Иногда приходится долго уговаривать людей, чтобы они подтягивали свои знания в этой области."

Александр Кищинский: "Есть темы, без которых можно как-то жить. Не круто, но можно. А есть база, без которой жить нельзя. Вся система государственного образования — линейная. Ты прошел какие-то темы и идешь дальше. А у нас возникает спрос на какие-то блоки — их нужно освоить на 100%. По-другому не будет. Либо мы не сможем идти дальше. Поэтому, в базовом курсе, Влад сидит с отстающими и “дожимает” их, пока не будет общих знаний."

Эта проблема связана с возрастом студентов, некоторым кажется, что изучать код — скучно. Другое дело — придумывать что-то свое. Поэтому, в колледже часто проводятся хакатоны и Jam’ы, где ребята должны за определенное время сделать какой-то проект по теме или сами придумать идею в одиночку или с командой. Подобный подход позволяет проявить свою фантазию, и те самые творческие навыки, которые не были востребованы при изучении кода. Финальные версии проектов студенты публикуют в Сети, где их смотрят, комментируют и делятся впечатлениями.

В любом коллективе существуют те, кто быстро усваивает материал и те, кому надо объяснять тему дольше. Чтобы преуспевающие студенты не "засиживались" на одном месте и не "бежали" вперед, им предлагают решать задачи повышенной сложности, своего рода челленджи. Это позволяет больше углубиться в изученную тему и не заскучать. 

Не секрет, что знание английского языка в IT-сфере просто необходимо. Уровень преподавания иностранных языков в школах различается. Из-за этого студентам сложно приспособиться к тому, что почти все видеоматериалы по профильным предметам на английском языке, а ведь без него невозможно попасть даже в IT-компании, не говоря уже о геймдеве. Поэтому и преподаватели стараются выкладываться в этой дисциплине на все 100% и давать максимум того, что позволяет программа обучения, параллельно проводя часть пар на английском языке. 

Практика, стажировка и амбиции

Сколько известно случаев, когда после окончания учебного заведения студент выпускается с дипломом, но без опыта работы по специальности. Рождается тот самый замкнутый круг. IT HUB рушит этот стереотип. Колледж трудоустраивает часть своих студентов уже во время обучения. В команде системных администраторов всего двое "взрослых" специалистов, остальные — студенты. На практику и дальнейшие оплачиваемые стажировки в колледже определяет заместитель директора по учебно-производственной работе — Евгений Федотов. Также он отвечает за последовательность предметов в учебном плане и вносит изменения при необходимости. В сфере образования Евгений трудится уже более 6 лет. Он внедрил метод взаимодействия между компаниями и колледжем. 

Если группа прошла какой-то определенный этап в обучении, Евгений связывается с организациями, и информирует их, что ребята усвоили тот или иной материал: теперь им нужно отточить навыки. Составляется техническое задание определенного проекта и на практике студенты работают над какой-то реальной задачей, которая встречается на производстве. На этом этапе студентов тестируют и оценивают их возможности. Если в каком-то практиканте потенциальный работодатель разглядел перспективу — он может пригласить его на работу. Это уже будет стажировка: работа оплачивается, человек официально оформляется в компанию. IT HUB предоставляет кадры и в лице Евгения отслеживает, чтобы студенты не относились к работе легкомысленно и не нарушали сроки по контрактам, а компании, в свою очередь, не задерживали оплату. 

Организациям выгодно таким образом “покупать” студентов 2-3 курса: учащийся уже достигает совершеннолетия, а это значит, что нет проблем с трудовым законодательством и нанять его дешевле, чем полноценного сотрудника. В случае необходимости, для трудоустроенного студента Евгений может составить индивидуальный график обучения. 

Какими знаниями должен обладать учащийся, чтобы его взяли на стажировку? Помимо обязательных дисциплин трех семестров он должен знать хотя бы в основах язык программирования. Это поможет найти взаимопонимание с потенциальным заказчиком, а также необходимо для таких позиций как менеджер проекта. В последнее время стало востребовано наличие у потенциального сотрудника так называемых неспециализированных навыков — soft skills.

Евгений Федотов: "Сейчас даже в Силиконовой долине на ведущие роли выходят люди, у которых помимо профессиональных навыков хорошо развиты soft skills. Я не уверен, что это хорошо, но такая тенденция существует. Soft skills нужны и программистам: иметь грамотную речь, выдерживать тот или иной стресс, уметь составить резюме, работать в команде, правильно пройти собеседование и т.д.. Но нельзя уходить только в эту область. Так как это уже напоминает историю менеджеров по продажам: человек понимает как продавать, но не понимает, что продавать."

Компании отбирают студентов на стажировку в зависимости от конкретной специальности. Каждый студент должен создать профильный продукт. Системный администратор создаст рабочий и корректно настроенный Windows Server. Java-программист при выпуске из колледжа сделает сервис с участием любой базы данных. Кстати, Евгений отмечает, что базы данных задали тренд на ближайшие 3 года в программировании. Сейчас все построено на сервисах, и практически все действия связаны с обработкой информационных систем и нахождением нужных материалов в два клика. Мобильные операторы, банковские системы, системы распознавания лиц — все это базы данных. Программист вполне может создать что-то подобное.

Случаются такие ситуации, когда работодатель желает нанять сотрудников и присылает список необходимых навыков. Обязанность Евгения в данном случае отследить, читались студентам данные дисциплины или нет. В противном случае, он уведомляет компанию, что эти навыки будут изучаться в следующем семестре, а пока ребята не готовы. Помимо этого Евгений подбирает студентов на разовые проекты от фирм. Критерии отбора зависят от сложности задачи. 

Находить потенциал в первокурсниках Евгению помогает молодой преподаватель колледжа Иван Царьков. Он оценивает возможности ребят и на основе этого появляется видение как лучше составить программу для начального курса.

Какими бы профессиональными навыками ни владели студенты колледжа, нельзя забывать, что они только погружаются во взрослую жизнь. А юным дарованиям свойственны и амбиции и максимализм. 

Евгений Федотов: "Перед тем как выпустить ребят “в свет” у меня очень жесткая, но своеобразная инструкция. Они понимают, на что идут. Как урегулировать “момент амбициозности”? Приходят студенты, которые еще максималисты. Объясняют свою позицию. Я говорю: “Хорошо. Мне все равно, я буду определять на стажировку всех до единого. Неважно, будете вы программистом или нет, я биться за вас буду, а вот упрашивать работодателя — нет.” У 70% “перещелкивается” сознание. То есть, вроде бы я за них, а с другой стороны студент сам несет ответственность за свой выбор. После такого они смотрят на ситуацию немного по-другому, взрослее…"

Даже если в компанию определится 10 человек, из них кто-то может не потянуть работу, а к примеру, трое справятся. Работодатель не будет предъявлять претензии, так как для них даже 2 из 10 — это положительный показатель на рынке труда, и у них в этом случае есть два хороших “голодных до работы” сотрудника. По словам Евгения, потребность в сотрудниках у фирм зависит от “текучки” кадров. Чем она выше, тем больше компания открыта к сотрудничеству.

Если брать в расчет заказы и поток прошлого учебного года, можно сказать, что около 30% студентов IT HUB работали над проектами (в том числе и разовыми) в различных организациях. Также существует большая вероятность, что данные компании и дальше будут сотрудничать с конкретными студентами, и они снова пойдут туда работать. В этом году ребят поступило много, но говорить об их трудоустройстве пока рано. К весне Евгений готовится определять второй курс и "прокачивать" их.

Подобный опыт практики и стажировки дает неоспоримое преимущество на рынке труда. Если IT HUB повторит свой успех в следующем учебном году, то в колледж опять поступит 600 человек. Из них условно специальность программиста выберет 50 человек: это 50 специалистов-разработчиков в год. Серьезная цифра для индустрии. Но студенты не должны забывать о том, что им предстоит расти постоянно, даже после того как они закончат колледж. Сейчас широко распространен стереотип, что программирование — высокооплачиваемая профессия. В заголовках вакансий пестрят цифры с пятью нулями. Однако это иллюзия. Нельзя забывать, что такие суммы светят специалистам в категории Senior. Подобного стереотипа придерживаются и HR, когда размещают подобные вакансии. Вполне возможно, что им и не нужен программист уровня Senior, и они делают ставку на Middle или Junior, чтобы на собеседованиях к ним выстраивались очереди.

Евгений Федотов: "Есть небольшой процент (5-10%) студентов, которые приходят на “хайповые” специальности, такие как программирование или кибер-безопасность. Потому что это модно и высокооплачиваемо. А уровень “джуниоров” у нас в стране будет скоро такой, как обилие начинающих программистов-бухгалтеров при развале СССР, когда все перешло на рыночную экономику. Из-за этого повышаются критерии для перехода на уровень Middle и Senior. Очень много “джунов”, которые так и останутся на этом уровне. Зарплата у них будет максимум 35 000 - 40 000 рублей."

* * *

Когда-то обучение в колледже или техникуме считалось менее престижным. Сейчас эти стереотипы уходят в прошлое. Среднее профессиональное образование помогает определиться с выбором профессии. В отличие от вуза, на это не придется тратить 4-5 лет, а приоритеты молодых людей имеют свойство меняться. Перспектива реального трудоустройства выглядит не столь туманной, как при окончании курсов или вуза. Все зависит от самих учащихся. Для успешной учебы в IT HUB есть все: современное оборудование, собственные лаборатории для творчества и практики, неформальная обстановка, заказы от известных компаний и выездные мероприятия (геймджемы, мастер-классы, выставки). Платная основа обучения — дополнительный стимул для усердия и мотивации. Никто не запрещает получить и высшее образование после окончания IT HUB, если того требуют обстоятельства. Профессионально расти придется в любом случае, но и обучаться в подобных колледжах — не стыдно. Ведь они — уже другие. 

Текст: Леон Балбери

Recent Posts

Как передать идею с помощью геймплейных механик

13/02/2020
Может ли видеоигра подарить ощущение тёплых объятий? Мы точно знаем — может. Честная история о разработке проекта, который должен стать больше, чем просто игрой.

Flea Madness: как подковать блоху

12/02/2020
Может ли инди-студия создать интересный мультиплеерный проект, который привлечет и удержит внимание любителей сетевых баталий?

Never Again. Приключение длиною в 4 года

30/01/2020
Валентин Щекин рассказывает о разработке первой игры — риск, усердие, упорство, ранний доступ, сложности, преодоление, успех.